21 июня 2016 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка рисунков
Эрте (настоящее имя – Роман Петрович Тыртов, 1892-1990), организованная
Государственным Эрмитажем совместно с Grosvenor Gallery, Лондон, при поддержке
Martin Lawrence Gallery, Нью-Йорк.
Дизайн костюма для «Триумфа
Женщины» («Скандалы» Джорджа Уайта)
Эрте (Тыртов Роман Петрович; 1892–1990)
1926
Бумага, гуашь
Эрте (Тыртов Роман Петрович; 1892–1990)
1926
Бумага, гуашь
Эрте - один из самых успешных
мастеров ХХ столетия, чей талант нашел воплощение в области моды, прикладной
графики, театрального оформления, кинематографа, дизайна, скульптуры и многого
другого.
Роман Тыртов родился в
Санкт-Петербурге и с раннего возраста проявлял интерес к театру, живописи,
графике и дизайну одежды. В 1912 году навсегда уехал из России и обосновался в
Париже. В 1913-1914 годах начал работать как модельер у Поля Пуаре, который
определял все наиболее важное и революционное в парижской моде начала ХХ века.
Вскоре Тыртов уже разрабатывал костюмы, платья, реализовывавшиеся под маркой
фирмы. Тогда и возникло артистическое имя Эртé, образованное сочетанием первых
букв имени и фамилии. Молодой художник помогал Пуаре и в работе над
спектаклями, на стилистику которых повлияли декорации и костюмы Бакста к
дягилевским постановкам. Современники высоко оценили декорации и костюмы к
первой постановке Пуаре по пьесе Жана Ришпена «Минарет». Среди актрис, занятых
в спектакле, была экстравагантная танцовщица Мата Хари, костюмы для которой
проектировал Эрте.
В 1915 году Эрте заключил контракт с американским журналом «Harper's Bazaar», январский номер которого вышел с нарисованной Эрте обложкой. На протяжении двадцати лет каждый месяц журнал выходил с графической цветной картинкой художника. Также он писал заметки о моде, вел светскую хронику, помещал рисунки костюмов, аксессуаров, шляп, туфель, украшений, интерьерного дизайна. Помимо этого Эрте работал для «Vogue», «Cosmopolitan», «Ladie's Home Journal», «The Sketch» и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции.
В 1915 году Эрте заключил контракт с американским журналом «Harper's Bazaar», январский номер которого вышел с нарисованной Эрте обложкой. На протяжении двадцати лет каждый месяц журнал выходил с графической цветной картинкой художника. Также он писал заметки о моде, вел светскую хронику, помещал рисунки костюмов, аксессуаров, шляп, туфель, украшений, интерьерного дизайна. Помимо этого Эрте работал для «Vogue», «Cosmopolitan», «Ladie's Home Journal», «The Sketch» и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции.
Вслед за журналами к Эрте
обратились владельцы крупнейших нью-йоркских торговых фирм «Генри Бендель» и
«Б. Альтман и Компания» с предложением о создании модных коллекций. В течение
трех лет он создавал по две коллекции ежегодно, все дальше отходя от стилистики
Пуаре: он придумал асимметричное декольте; его спортивного покроя мужские и
женские костюмы обрели ту общность, которую позже назовут унисекс; в мужских
костюмах он первым начал применять ткани, бывшие достоянием только женского
гардероба, например, бархат.
В годы войны на Лазурном берегу
бурно развивалась театральная жизнь, и талант Эрте оказался востребован. В
Монте-Карло он познакомился с Дягилевым, с которым впоследствии сотрудничал над
«Дивертисментом» и несколькими балетными миниатюрами для Анны Павловой. В 1923
году в Париже Эрте работал над постановками для кабаре «Фоли-Бержер»,
«Батаклан», «Альгамбра», «Баль Табарэн», «Лидо», театров «Ренессанс»,
«Амбассадорс», «Дю Шатле», «Мариньи», «Буфф-Паризьен», театра Сары Бернар,
Комической оперы и, наконец, Гранд Опера. Проекты Эрте представляли масштабные
шоу, которые сменяли друг друга, конкурируя в выдумке, невероятной фантазии и
масштабности.
В феврале 1925 года Эрте отправился
в Голливуд для создания костюмов и сценографии для двух фильмов студии
«Метро-Голдвин-Майер» (MGM). Контракт был продлен, и в качестве художника по
костюмам Эрте работал для первых звезд студии, лучших актрис немого кино. Он
делал декорации и костюмы для наиболее известных лент тех дней: «Бен-Гур» Фреда
Нибло, «Богема» Кинга Видора, «Безумие танца» Роберта Леонарда, «Мистика» Тода
Браунинга. В 1925 году Эрте впервые устроил выставку своих работ в Нью-Йорке, в
отеле Мэдисон. В следующем году уже в Париже, в галерее Шарпантье, прошла
выставка его работ, созданных в Америке. Впервые его произведения
непосредственно с выставки были куплены для государственных коллекций.
После Второй мировой войны Эрте
уже не приглашали в журналы, не давали заказов на модную одежду. Жанр ревю
уходил в тень, становясь консервативным. Надолго прекратились и американские
заказы. Перелом случился в середине 1960-х годов вместе с появлением нового
интереса к искусству Ар-деко. В 1966 году в Музее декоративного искусства в
Париже прошла выставка «Год 25», посвященная юбилею знаменитой экспозиции 1925
года, а в Нью-Йорке отпраздновали 100-летие журнала «Харперс Базар». В 1967
году перед вернисажем выставки художника в галерее Гровнор в Нью-Йорке все 170
выставленных работ были приобретены музеем Метрополитен. Это было признанием
Эрте классиком искусства ХХ века, «Гением Ар-деко».
С конца 1960-х годов и до
последних дней жизни мастер демонстрировал свои работы по всему миру. В 1970
году вышла в свет первая монография о художнике. Его 80-летие в 1972 году
отмечалось в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Женеве. Журнал «Вог» посвятил его
юбилею специальный номер. Би-би-си сняло о нем программу, основой которой стало
интервью с художником. В 1979 году Смитсоновский институт сформировал выставку,
которая три года демонстрировалась в США, Канаде и Мексике.
В 1967 году Эрте оформил
спектакль для Всемирной выставки Экспо в Монреале. В 1970 году он начал
сотрудничество со звездой парижской сцены Зизи Жанмер и балетмейстером Роланом
Пети, с которыми создал несколько постановок.
Большой успех у публики имели
появившиеся тиражируемые печатные работы, литографии и шелкографии. Помимо
новых произведений мастер воспроизводил композиции прошлых лет. Работа над
отдельными сериями будет постоянно присутствовать в его творчестве поздних лет.
«Алфавит», напечатанный в 1977 году, станет самым известным циклом
мастера.
На рубеже 1980-х годов он увлекся
скульптурой из металла и эффектными приемами обработки поверхностей
–полировкой, золочением, патинированием, использованием цветных лаков. Его
последняя выставка называлась «Театр в бронзе».
В 1983 году его достижения в
искусстве были отмечены французским орденом Почетного легиона. Однако,
большинство проектов в последнее десятилетие жизни Эрте связано с Соединенными
Штатами. В 1989 году он работал над двумя постановками в Нью-Йорке. Последнюю
свою постановку – Пасхальное шоу для Радио-Сити в Нью-Йорке – мастер увидеть не
успел.
На экспозиции в Эрмитаже, ставшей
первой в России выставкой Эрте, будут представлены 136 произведений из частной
коллекции Майка Эсторика (Grosvenor Gallery, Лондон): акварели и гуаши, рисунки
пером, несколько примеров печатной графики и 2 скульптуры. Родители нынешнего
владельца коллекции собирали и продавали предметы искусства и вели дела Эрте в
последние 20 лет жизни художника. В Эрмитаж приедет лишь небольшая часть их
коллекции работ Эрте, но представляющая все периоды его творчества. Это работы,
выполненные для модных домов Парижа до I мировой войны, рисунки костюмов для
американских и французских модных журналов, обложки для «Harper's Bazaar».
Около половины состава выставки – рисунки для театральных постановок: декорации
и костюмы для опер, мюзик-холлов, бродвейских шоу. Представлены также большие
графические серии «Цифры» и «Алфавит», получившие широкую известность благодаря
сделанным с оригинальных рисунков гравюрам.
Куратор выставки – Михаил
Олегович Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского
изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
К выставке подготовлен научный
иллюстрированный каталог на русском и английском языках (издательство
«Fontanka», Лондон, 2016), который предваряет вступление М. Б. Пиотровского,
генерального директора Государственного Эрмитажа. Авторы статей: Михаил
Дединкин, Майк Эсторик, актриса Барбара Стрейзанд, модельер Стэлла
Маккартни.
Выставка организована при
поддержке журнала «Harper's Bazaar» и издательского дома «Коммерсант».
На выставке проводятся экскурсии:
27 июля, 10 августа и 24 августа в 18.00.
27 июля, 10 августа и 24 августа в 18.00.
Стоимость дополнительного
экскурсионного билета – 200 рублей. Билеты продаются в день экскурсии в кассах
основного музейного комплекса.
Сбор группы – у главного контроля.
Сбор группы – у главного контроля.
http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2016/erte/?lng=en
No hay comentarios:
Publicar un comentario