Около двухсот пятидесяти произведений живописи,
оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги,
а также сценические костюмы и эскизы для тканей впервые собраны вместе на
выставке «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения».
Стоимость билетов на посещение постоянной
экспозиции музея и выставки «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня
рождения»:
Выставка воздает должное богатому и многообразному
творчеству одного из самых оригинальных и ярких художников начала ХХ века.
Лев Самойлович Бакст, на Западе известный как Леон Бакст,
знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для Русских сезонов
С. Дягилева в Париже и Лондоне. Его необычные и динамичные декорации и
костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра»,
«Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее
представление о сценическом оформлении. Рассматривая балет, оперу и драму как
синтетические художественные конструкции, в которых цвет, звук, слово и
движение являются равноправными партнерами, сотрудничая с такими выдающимися
личностями – импресарио, художниками, музыкантами, танцовщиками и писателями –
как Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Клод
Дебюсси, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан, Габриэль д'Аннунцио и др., Бакст
радикально изменил способ существования артиста на сцене, освободив энергию его
движения и создав органическую связь между авансценой и зрительным залом.
Бакст прославился не только как театральный художник, но и
как живописец, как портретист, как мастер книжной и журнальной иллюстрации,
дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х годов, близкий модным домам
Пакен, Шанель и Пуаре. Бакст также разрабатывал дизайн украшений, сумок,
париков и других модных аксессуаров, писал статьи о современном искусстве,
дизайне и танце, читал лекции в России, Европе и Америке о моде и современном
искусстве, написал полный интригующих подробностей автобиографический роман,
увлекался фотографией и в конце жизни проявлял большой интерес к кино.
Влюбленный в старину и в восточное искусство Лев Бакст объединил
экстравагантность ар нуво с чувством меры и здравым смыслом – это редкое
сочетание принесло ему мировую славу.
В экспозицию включены произведения из государственных и
частных российских и западных собраний. Многие из них впервые демонстрируются в
России. Работы, представленные на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина, охватывают
ряд наиболее важных для художника тем: пейзажи, портреты, панно, модные туалеты
и ткани, и, конечно же, театр, которому посвящена основная часть экспозиции.
Среди театральных работ нельзя не отметить эскизы костюмов для Иды Рубинштейн в
партии Саломеи для «Танца семи покрывал» (1908, ГТГ) и в партии Клеопатры для
одноименного балета (1909, СПбГМТиМИ; дар Международного благотворительного
фонда «Константиновский» в 2013 году; из коллекции Никиты и Нины
Лобановых-Ростовских); эскизы костюмов «Беотийца» (ок. 1911, СПбГМТиМИ) и
«Вакханки» (1911, Центр Помпиду, Париж) к балету «Нарцисс»; эскиз костюма для
Вацлава Нижинского в партии Фавна к балету «Послеполуденный отдых Фавна» (1912,
частное собрание, Париж); эскиз костюма «Юноши, сопровождающего Орфея в храм» к
балету «Орфей» (1914, ГМИИ им. А.С. Пушкина); эскиз костюма
«Коломбины» к балету «Спящая принцесса» (1921, Музей Виктории и Альберта,
Лондон). В экспозиции будут представлены известные станковые произведения:
«Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906, ГРМ), «Автопортрет» (1893, ГРМ),
«Ужин» (1902, ГРМ), портреты Дмитрия Философова (1897, Дагестанский музей
изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой, Махачкала), Андрея Белого
(1906, ГЛМ, Москва) и Зинаиды Гиппиус (1906, ГТГ), декоративные панно «Древний
ужас» (“Terror Antiquus”) (1908, ГРМ) и «Элизиум» (занавес для Драматического
театра В.Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, 1906, ГРМ).
Будет представлен ряд костюмов, созданных по эскизам
Бакста: Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой покажет знаменитый
костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы, Санкт-Петербургский
государственный музей театрального и музыкального искусства предоставил четыре
костюма: Японской куклы для Веры Трефиловой к балету «Фея кукол», костюмы к
балетам «Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя». Известный российский историк
моды Александр Васильев – более 10 экспонатов из своей коллекции: модные платья
и театральные костюмы 1910–1920-х годов к балетам «Тамара», «Шехеразада»,
«Спящая принцесса».
Искусство Льва Бакста – органичная часть возрождения
интереса к декоративному искусству начала ХХ века в России, Европе и
Америке. Новаторство и изобретательность созданного художником сценического
оформления все еще влияет на современный художественный процесс.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, в
котором представлено около 400 работ художника.
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/bakst/index.php?lang=ru
No hay comentarios:
Publicar un comentario