1 июня 2018 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка
«Ар деко. Книги из собрания Марка Башмакова», которая продемонстрирует около
100 редких изданий, иллюстрированных выдающимися художниками.
Альбер Фламан. Театральные
персонажи
Жорж Барбье
1922
Представление об Ар деко как особом направлении в искусстве периода
между Первой и Второй мировыми войнами сложилось полвека назад. С тех пор круг
описываемых этим термином явлений неуклонно расширялся. В многочисленных
публикациях, посвященных Ар деко, речь идет прежде всего о прикладном
искусстве, моде и костюме, об архитектуре, плакате, живописи, скульптуре.
Иллюстрированные книги, как правило, занимают в них достаточно скромное место.
Это кажется удивительным, учитывая, что на парижской Международной выставке
современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des
Arts Décoratifs et Industriels Modernes) 1925 года, к названию которой восходит
термин «Art Déco», искусству книги был посвящен отдельный павильон.
Выставка в Эрмитаже – первая в России и редкая в мировой практике
попытка показать широкий круг изданий, представляющих французское книжное Ар
деко. Она продолжает серию выставок из собрания петербургского ученого и
коллекционера Марка Ивановича Башмакова, начатую в 2013 году. Как и в
предыдущих случаях, книги из этого богатейшего собрания составили основу
экспозиции; с ними соседствуют издания из фондов Эрмитажа.
Задача виделась в том, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть
разнообразие индивидуальных манер и принципов оформления книги Ар деко, с
другой – вписать это явление в более широкий контекст, показав его предысторию,
окружение и продолжение его традиций.
Экспонаты выставки делятся на пять основных групп. Вводный раздел
составили книги, в оформлении которых проявились принципы Ар нуво
(предшествующего Ар деко) – работы Эжена Грассе, Мориса Дени, Огюста Лепера. Во вторую часть
вошли журналы, альбомы и альманахи, иллюстрированные в 1910-е – начале 1920-х
годов мастерами зарождающегося Ар деко, - «Gazette du Bon Ton», «Feuillets
d’art», «Modes et manières d’aujourd’hui». Основной блок экспонатов включает и
общепризнанные образцы Ар деко, и работы художников, принадлежность которых к
этому течению не столь очевидна; главное место занимают книги Жоржа Барбье,
Франсуа-Луи Шмида, Сильвэна Соважа, Жана-Эмиля Лабурёра. Еще одну группу
образуют близкие к Ар деко издания 1920-х годов. В нее вошли книги десятка
мастеров; можно выделить работы Фернана Леже, Хуана Гриса, Андре Лота, Кеса Ван
Донгена, Антуана Бурделя. Заключительный раздел, объединяющий несколько изданий
1930–1950-х годов (книги Анри Матисса, Андре Дерена, Рауля Дюфи, Антони Клаве),
ставит вопрос о том, в какой мере наследие книги Ар деко проявляется в livre
d’artiste («книге художника») середины XX века.
Куратор выставки – Михаил Витальевич Балан, научный сотрудник
Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного
Эрмитажа.
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2018/bashmakov/?lng=ru
No hay comentarios:
Publicar un comentario