The year 1917 is one of the most important in Russia’s history. The
concept of this project implies a new interpretation of this theme, within the
framework of which works of art will show the thoughts and sentiments that
artists were having in that period.
The exhibition will feature works of myth-makers who were singing
the peasantry as the embodiment of the national ideal and Utopists and
proponents of abstract art who proclaimed the creative transformation of the
world.
Figurative painting at this art show will be presented by works of
Mikhail Nesterov, Kuzma Petrov-Vodkin, Boris Grigoriev, Boris Kustodiev,
Zinaida Serebryakova, and abstract art by pieces of Kazimir Malevich, Pavel
Filonov, Olga Rozanova, Lyubov Popova, Ivan Klyun, Alexander Rodchenko, Vassily
Kandinsky.
The project encompasses 120 paintings and sculptures from the
collections of the State Tretyakov Gallery, the State Russian Museum, museums
of Pskov, Perm, Yekaterinburg, Krasnodar, Rostov, Belarus, private and foreign
collections (Centre Georges Pompidou (France), Museo Thyssen-Bornemisza
(Spain), the Tate Gallery (the UK), Stedelijk Museum (the Netherlands), the
National Museum of Contemporary Art (Greece), Tel Aviv Museum of Art (Israel)).
В течение последних лет главными событиями в Третьяковской галерее
становились крупнейшие монографические выставки русских художников. Однако 2017
год музей решил посвятить художественному осмыслению двух переломных моментов в
истории России ХХ века — периоду Оттепели (выставка «Оттепель», февраль–июнь
2017) и теперь, в начале нового выставочного сезона, — 1917 году, времени
кардинальных изменений государственного строя и общественных отношений.
Названием выставки стали слова, которыми Велимир Хлебников закончил
свои вычисления о времени падения государств, опубликованные в 1912 году в
сборнике «Пощечина общественному вкусу». В тот момент современники не заметили
высказывание поэта, но через несколько лет оно оказалось пророческим.
Выставка ставит вопрос о месте искусства в переломную эпоху. Цель
проекта — отойдя от устойчивых стереотипов, приблизиться к пониманию сложной
картины важнейшего периода в жизни России. Искусство перед неизвестной
реальностью — так кураторы условно обозначили тему, избрав новый подход к ее
презентации. Они отказались как от привычного иконографического принципа —
показа работ, изображающих революционные события, так и от ставшего
традиционным сближения политической революции с искусством авангарда. Выставка
готовилась на протяжении более чем трех лет. Отобраны лучшие, знаковые
произведения, созданные преимущественно в 1917 году. Они демонстрируют репрезентативный «срез»
времени, показывают, как разнообразно реагировали на происходящее наиболее
значительные представители эпохи. Это многоголосье — одна из характерных черт
времени.
Многообразие творческих проявлений, яркость и неоднозначность художественных
высказываний свидетельствуют о редкой ситуации, когда искусство не испытывало
давления как со стороны государства, так и рынка, находившихся в состоянии
нестабильности и распада. Старый «заказ» уже исчерпал себя, а новый еще не был
сформулирован. В сложившихся условиях искусство осознало себя не формой
«отражения действительности», не продуктом идеологии, а творческой силой,
лабораторией идей и социальных проектов, большинство которых остались
памятниками несбывшихся надежд и мечтаний. Документальный раздел дополняет эту
сложную картину времени. Реальность показана такой, какой представала перед
глазами художников: еще не подвергнутой анализу и изучению, противоречивой,
неясной. Война, демонстрации, сменяющиеся политические лидеры, неустроенный быт,
очереди за хлебом, страдания, ненависть и вражда — этот фон возникает на
фотографиях, отражается в подлинных свидетельствах. Экспонаты передают
атмосферу неотвратимости грядущих драматических событий. Кураторы выставки
намеренно избегают оценочных комментариев представленного материала, предлагая
делать выводы самостоятельно.
Экспозиция включает несколько разделов: «Мифы о народе», «Город и
горожане», «Эпоха в лицах», «Прочь от этой реальности!», «Смутное», «Утопия
нового мира», «Шагал и еврейский вопрос».
Демонстрируются работы как художников-мифотворцев, размышлявших о
будущем России, так и утопистов-беспредметников, провозглашавших творческое
преображение мира. Фигуративная живопись представлена произведениями Б.
Григорьева, Б. Кустодиева, М. Нестерова, К. Петрова-Водкина, З. Серебряковой, а
беспредметная — работами В. Кандинского, И. Клюна, К. Малевича, Л. Поповой, А.
Родченко, О. Розановой и других художников авангарда.
В разделе «Мифы о народе» раскрывается важнейшая для русской
культуры тема. В революционные годы она приобрела особое звучание — многих
художников волновала «тайна народной души». От того, какую оценку живописцы
давали своему коллективному герою, зависело, каким они видели будущее России. В
понимании М.В. Нестерова это народ-богоносец, а национальное возрождение
возможно на путях укрепления христианской веры. З.Е. Серебрякова, К.С.
Петров-Водкин идеализировали образ крестьянина, чей труд на земле является
источником его нравственности и красоты. В картинах Б.Д. Григорьева, напротив,
подчеркнуты негативные стороны народного характера. Столь же неоднозначно
оценивали художники и приметы города, и образы горожан.
«Прочь от этой реальности!» — так можно обозначить подход к
искусству тех, кто в годы революции сознательно выбирал мотивы и жанры, далекие
от современной̆ проблематики, лишенные драматизма, отмеченные особой̆
привлекательностью. Художественный эскапизм проявлялся по-разному: одни искали
спасения в «чистом» искусстве, стремились достичь совершенства в живописном
мастерстве. Другие выполняли заказные работы, угождая вкусам покупателей.
Популярность получили произведения фантастического и ретроспективного
характера, в моде были и эротические сюжеты. Так, в этом разделе представлена
редко экспонирующаяся «Книга маркизы» — антология фривольных текстов XVIII
века, собранная и проиллюстрированная К.А. Сомовым.
Раздел «Утопия нового мира» посвящен беспредметной живописи,
история которой к 1917 году насчитывала всего несколько лет: в конце 1915-го
К.С. Малевич обнародовал супрематизм, в 1917-м было образовано общество
«Супремус». Первоначально новое направление рассматривалось как освобождение
живописи от любых внеэстетических целей̆, но под воздействием общественного
подъема в декларациях Малевича и его соратников появились новые смысловые
акценты. Группа художников стала рупором революционных идей и устремлений,
провозгласив тождество творческого радикализма и революции духа.
Беспредметность стала метафорой̆ новой̆ жизни, в которой̆ «вещи» и «старый̆
разум» больше не властны закрепостить человеческий̆ дух, ограничить его
свободу.
Новаторское искусство М.З. Шагала, Н.И. Альтмана, И.Б. Рыбака и
других художников представлено в разделе «Шагал и еврейский вопрос». Оно стало
свидетельством взлета еврейской̆ культуры, происходившего в ситуации
революционных преобразований. Молодые мастера актуализировали национальные
традиции, соединяя их с последними открытиями европейской̆ и русской̆ живописи.
Экспозицию завершают произведения 1919–1921 годов, когда были
сделаны первые попытки осмысления исторических сдвигов. Прославленные полотна
Кустодиева, Петрова-Водкина, Юона, с которых принято начинать историю
советского искусства, не были
однозначным панегириком революции:
художники прибегали к условной̆ аллегорической̆ форме, предполагающей̆
двоякое прочтение. Дальнейшая история продемонстрировала движение к
реалистическому мышлению.
К выставке издан альбом-каталог, в который вошли статьи кураторов
выставки и крупных исследователей искусства и культуры эпохи. Проект
сопровождает обширная образовательная программа, включающая лекции,
тематические экскурсии с кураторами, кинопоказы.
Специально к выставке при участии студии «Bazelevs» подготовлен
видеоролик, в котором предпринята попытка передать в коротком формате сложную
концепцию «Некто 1917».
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/nekto-1917/
No hay comentarios:
Publicar un comentario